dfgg

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

 Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

 С. Я. Маршак

Звучащее в унисон предыдущей теме случайно прочитанное в интернете сообщение.

«Давным-давно моя знакомая, тридцатилетний доктор микробиологии (4-я степень по-нашему) и очень красивая женщина, руководила несколькими аспирантами. Среди последних попадались мужчины старше её годами. А поскольку дело происходило в Ташкенте, восточным представителям сильного пола трудно было смириться с руководством молодой дамы, и её иногда спрашивали, почему это вы мною руководите, а не я вами? Она всегда отвечала так: «Мы вместе с вами провели эксперимент. Сколько вопросов вызвал у вас результат? — Два? А у меня — двенадцать. Вот поэтому».

За вопросом всегда стоит мысль. Пусть не всегда осознаваемая самим спрашивающим, недооформленная, ускользающая и непойманная. Но момент вопроса – это и есть зачастую последняя возможность эту мысль поймать, зафиксировать, отшлифовать и прийти к новому знанию. Поскольку, с точки зрения специалистов в области логики, базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или неявной форме отражены в вопросе. Неполнота, неопределённость этих базовых знаний устраняется в процессе поиска ответа на вопрос.

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Рядом с вопросом стоит гипотеза, поскольку вопрос – это форма  выражения проблемы, а гипотеза – способ ее решения. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Самое разумное, но вместе с тем и самое трудное, что может и должна сделать школа  – это помочь учащимся испытать радость от рождения собственной мысли. Это знал Руссо: «Кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое».

Другими словами, школа должна создать ребенку такую образовательную среду, в которой ребенку есть что спросить, у кого спросить и с кем обсудить возникший вопрос. Спрашивающий и ищущий ответы на свои вопросы ребенок, учится учиться, потому что в этом проявляется его субъектность как деятеля. Он сам обозначает проблему, анализирует условия ее возникновения, строит гипотезы и проверяет их. Это его инициатива и ответственность, его жизнь, деятельность, смысл.

Конечно, ребенку невдомек какой огромный труд проделывает учитель, чтобы ученик ощущал себя исследователем и соавтором учителя. Но ребенок и не должен это знать. Важно, чтобы это понимали родители и близкие ребенка. И не только для того, чтобы еще раз сказать «спасибо» учителю за глубоко продуманную работу, но и для того, чтобы понимать, что культивирует в ребенке школа «развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова» и к каким образовательным результатам стремится.

Предлагаемый видеофрагмент демонстрирует одновременно и цель, и средства и результат – думающий и осознанно действующий человек, которому интересен процесс познания.

https://www.youtube.com/watch?v=zmti3EEDdZ4&feature=youtu.be

Добавить комментарий