1_4030

В разгаре вступительная кампания в вузы. Описание всех ее перипетий заняло бы много места. Поэтому остановимся на одной из самых негативных проблем, с которыми может столкнуться не только свежеиспеченный абитуриент, но и вполне состоявшиеся студенты. Приятно, что НУА эта проблема не касается от слова «совсем»! Но, к сожалению, не только некоторые выпускники школы НУА, но даже некоторые бакалавры пытаются осчастливить своим присутствием другие вузы. Поэтому этот пост для вас.

 Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?
Ответственность может быть административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая. При этом нужно понимать, что в основном для привлечения лица к дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности нужно, чтобы его сначала привлекли к уголовной или административной ответственности (в зависимости от характера совершенного правонарушения).
Типичным коррупционным правонарушением в сфере образования является взяточничество, и для эффективной борьбы с ним нужно привлечь коррупционера к уголовной ответственности.

Каким статьям предусмотрена ответственность за коррупционные правонарушения?
Административная ответственность предусмотрена главой 13-А Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность предусмотрена разделом XII Уголовного кодекса Украины: преступления в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг.
Однако нужно понимать, что преподаватель или должностное лицо учебного заведения может быть субъектом ответственности не по всем правонарушениями. К ним могут применяться только следующие статьи:

 

Административные проступки Содержание правонарушения
Статья 172-9. Непринятие мер по противодействию коррупции. Непринятие соответствующих мер должностным или служебным лицом в случае выявления коррупционного правонарушения.
Уголовно наказуемые деяния  
Статья 364. Злоупотребление властью или служебным положением Использование должностным лицом предоставленной ему власти или положения для получения неправомерной выгоды для себя или другого физического или юридического лица.
Статья 364-1. Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы Использование вопреки интересам юридического лица частного права своих полномочий с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц.

 

Статья 366. Служебный подлог Составление, выдача должностным лицом заведомо ложных официальных документов, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений.
Статья 367. Служебная халатность Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к ним.
Статья 368. Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом Принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды или просьбу предоставить такую выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение определенных действий с использованием служебного положения
Статья 368-3. Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы Предложение или обещание должностному лицу юридического лица частного права предоставить ему или третьему лицу неправомерную выгоду за совершение должностным лицом действий или его бездействие с использованием предоставленных ему полномочий.
Статья 369. Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу Предложение или обещание должностному лицу предоставить ему или третьему лицу неправомерную выгоду за совершение или несовершение этим лицом определенных действия с использованием своего служебного положения.
Статья 370. Провокация подкупа Действия должностного лица с целью подстрекательства лица на предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды или принятия предложения, обещания или получения такой выгоды, чтобы потом разоблачить того, кто предлагал, обещал, предоставил неправомерную выгоду или принял предложение, обещание или получил такую выгоду.

Каким законом урегулирован вопрос борьбы с коррупцией?
Обратите внимание, что в связи с антикоррупционной реформой закон Об основах предотвращения и противодействия коррупции потерял силу.
Теперь нужно пользоваться Законом Украины »О предотвращении коррупции».

Кто может быть привлечен к ответственности?
Ч. 3 ст. 3 Закона »О предотвращении коррупции» предполагает, что к ответственности могут быть привлечены любые лица, которые занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Именно эта формулировка часто вызывает трудности при привлечении к ответственности. Работники учебных заведений могут быть привлечены к ответственности, если вместе со своими прямыми функциями они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

Однако это не значит, что человек должен обязательно занимать определенную административную должность в учебном заведении. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда, под эту категорию подпадают и преподаватели, поскольку они считаются лицами, на которых возложены определенные организационно-распорядительные обязанности ― обеспечить преподавание определенного предмета. В свою очередь непедагогичные работники (например, ответственные за поселение в общежитие) считаются выполняют административно-хозяйственные обязанности и также могут быть привлечены к ответственности за коррупционные правонарушения.

Что такое взятка?
Взяткой могут быть как деньги или какие-то другие материальные ценности, так и услуги, которые предоставляются за стимулирование действовать в чьих-то интересах.

Почему нет смысла обращаться в МОН?
Министерство, в соответствии с законодательством, не является органом, уполномоченным устанавливать виновность или невиновность лица, совершившего коррупционное правонарушение и привлекать его к ответственности.
Если МОНУ получит ваше заявление, то должно будет переслать ее в правоохранительные органы. А это потребует дополнительного времени, которое, в случаях расследования коррупционных правонарушений, очень часто является бесценным.

В какие органы следует обращаться?

Привлечь к ответственности коррупционера можно только обратившись в правоохранительные органы, уполномоченные на борьбу с коррупцией. Такими органами в соответствии с законодательством, являются:
— Органы прокуратуры (региональные прокуратуры)
— Территориальные подразделения МВД
— Подразделение по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в составе Центрального управления СБУ и его региональные органы.

Можно ли обратиться в Национальное антикоррупционное бюро?
Сейчас такой возможности нет, ведь кадровый состав НАБ все еще формируется. Кроме того, даже если НАБ начнет функционировать, обратиться к нему можно лишь в том случае, если размер взятки или ущерба в 500 и более раз превышает размер минимальной заработной платы.

Существует ответственность за дачу взятки?
Да, в соответствии с законодательством, в Украине на виновное лицо может быть наложен штраф, ограничение или лишение свободы с конфискацией или без конфискацией имущества.
При этом лицо освобождается от ответственности, если от него требовали взятки или если после дачи взятки оно добровольно заявило о том, что произошло, до возбуждения уголовного дела.

Полезные нормативные акты по теме:
1. Уголовный кодекс Украины
2. Кодекс Украины об административных правонарушениях
3. Закон Украины «О предотвращении коррупции»
4. Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве»

В заключении ― добрый совет. Учитесь! Причем регулярно и от души! И тогда описанные выше страхи и ужасы обойдут вас стороной!

В добрый путь!

 

 

Материал подготовлен с использованием сайта: https://profrights.org/

Добавить комментарий