qNnJ-4EMwEw

начало http://blog.nua.kharkov.ua/wp-admin/post.php?post=801&action

Начался новый учебный год. Каким он будет и что принесет? Эти вопросы всегда возникают на пороге Начала. Что изменит он в моем, учительском понимании сути образования и, главное, в чем будет от него польза для тех, кто сел за парты?

Пересмотрела проблемы, поднятые в предыдущих публикациях-рассуждениях в рубрике «Мысли о смысле». Спросила, в большей степени у себя: «На какие из поднятых в прошедшем году вопросов удалось найти ответ?» Ответила честно и немного растерялась. Понимание ответов на все поставленные в прошлом году вопросы приводит к противоречию. И мы, взрослые, понимая его (может, не все понимая, но, чувствуя, точно), продолжаем кругленькими, отточенными, безликими, но безупречными с формальной точки зрения фразами «искать пути повышения эффективности образования, поворачивать образование лицом к ребенку, реализовывать инновационные пути формирования всесторонне гармонично развитой личности». images

И противоречие это, как раз и заключается в том, что личность формировать нельзя. Можно только создавать условия для ее развития. Сама суть человека состоит в нелегком «проращивании своего «Я», своей человеческой уникальности, человеческой единичности – того, что делает любое человеческое существо принципиально незаменимым: не заменимым никаким другим человеческим существом, то есть делает любое человеческое существо абсолютно ценным».

Ключевое слово – создавать условия. Вы когда-нибудь видели, чтобы розы, капусту, картофель и т.д. выращивали в одинаковом грунте, при одинаковых влажности, освещенности, температурном режиме? А мы посадили в большой светлый класс разнополых детей с разницей в возрасте от 1 до 11 месяцев (если не больше) за одинаковые парты (в лучшем случае высота у них разная) и «реализуем инновационные пути повышения эффективности». При этом один засыпает, второй еще не проснулся, третий все это уже давно знает, а четвертый «вообще не виноват, что его родители сюда привели, а он хотел в садике остаться».

Вот с этого момента и начинается самое интересное, и раздаются не то, чтобы гневные, но эмоционально насыщенные возгласы: «А для чего же существует учитель?», «А где же ваш хваленный индивидуальный подход?», «А как же реализация дифференцированного подхода?», «Но ведь в образовании идет реформа! Оно же теперь не авторитарное, а гуманное, гуманистическое, ну, в общем, которое лицом к ребенку!»

Глубина противоречия как раз и заключается, и подпитывается иллюзией о том, что учитель (конечно, самый лучший, не авторитарный, осуществляющий не только индивидуальный, дифференцированный, но и все имеющиеся передовые и инновационные подходы, предусмотренные реформой) может владеть некой универсальной педагогической методикой или технологией, которая позволит сделать образовательно успешными и образовательно счастливыми всех без исключения детей. Иллюзия найти способ, который наконец-то «подарит всем благодарным взрослым счастье безусловного и абсолютного педагогического успеха».

Почему это иллюзия? Потому что педагогический успех каждый понимает по-своему, как счастье у Аркадия Гайдара.

 

Хотите убедиться? Давайте честно ответим на вопрос:

«Педагогический успех – это когда…»

 

Добавить комментарий