3osys7r03bhn

На днях прочитала интервью одного из зарубежных коллег, в котором говорилось, что предельно важный вопрос, ответ на который мы (социологи) продолжаем искать и сегодня, был сформулирован еще Томасом Гоббсом в 1651 году. Суть его состоит в следующем: почему мы до сих пор не поубивали друг друга? То есть, как возможен социальный порядок в мире, населенном такими асоциальными существами, как люди? Вот, и я задумалась… Только интерпретировала этот вопрос несколько иначе: почему обычные люди (не преступники, не психопаты, а психически нормальные и довольно неглупые) иногда начинают вести себя, мягко говоря, как волки по отношению к другим им же подобным?

Пытаясь объяснить феномен такого «человека-волка», одни ученые утверждают, что такова природа человека, каждый из нас от природы – существо в высокой степени агрессивное, приобретающее человеческий облик в процессе социализации (причем, для своего же блага, для «маскировки», так сказать).  Но это − всего лишь облик. Животное, живущее в нас, никуда не девается и при малейшей утрате нами самообладания вырывается наружу.

Другие ученые, наоборот, считают, что, по природе своей, человек существо совершенно безобидное, «белое и пушистое». Но в процессе социализации, видя и ощущая агрессивность окружающего мира, человек отращивает 27561-887a59c1cccef7e76f8c979dbb30d512«колючки», «клыки» и т. п., то есть учится держать оборону и нападать (опять же, для своего блага, для выживания). Если бы человек никогда не сталкивался с агрессией, он и сам не был бы агрессивен.

Есть и такие ученые, которые занимают как бы нейтральную позицию по отношению к двум выше изложенным. Они считают, что среди людей, как и среди животных, есть особи «хищные» и «травоядные» (соответственно, «агрессоры» и их «жертвы»). И первые, и вторые при общении проявляют соответствующие модели повеления.

На мой взгляд, как социолога, общество, как и поведение людей в обществе, является слишком сложным для того, чтобы сводить все объяснения к аналогиям животного мира. К примеру, известный ученый Чарльз Хортон Кули объяснял поведение людей теорией «Зеркального Я». Согласно данной теории, любой тип социального поведения (в том числе, агрессивный либо неагрессивный) базируется на нашей способности прогнозировать точку зрения других людей. Наше поведение напрямую зависит от нашей оценки себя как «хорошего человека» или «плохого», «умного» или «глупого», «доброго» или «злого». А эта оценка, в свою очередь, формируется на основе того, как на нас реагируют люди, что они нам говорят, что делают (либо не делают) по отношению к нам и в нашем присутствии. Мы видим свое «отражение» в адресованных нам действиях и словах других людей (точно так же, как мы видим отражение своей внешности в обычном зеркале). В каком-то из литературных источников мне встретилась следующая образная интерпретация теории «Зеркального Я»: «Мир − это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица…» (цитата из романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»). Именно поэтому психологи нам советуют почаще улыбаться, если хотим вокруг себя видеть улыбающиеся лица, и «сеять» добро, чтобы добро бумерангом к нам возвращалось. Но, на мой взгляд, такие рассуждения не дают ответа на поставленный вначале вопрос. Я бы сама процесс «отражения» интерпретировала bc3727-005несколько иначе, а именно: чем больше в человеке плохого, тем меньше хорошего он видит в других людях. Самое обычное мелкое недоразумение может расцениваться таким человеком как «подлость», «предательство» и прочие злые умыслы со стороны окружающих. Наука говорит нам о том, что такие негативные оценки поведения других появляются у тех людей, которые сами же и ведут себя именно так (подло, по-предательски, «подставляют», сознательно искажают факты и т. п.). Именно такие модели поведения являются для них объяснимыми. Именно поэтому они не могут найти иных объяснений действиям окружающих.
Если человек видит в людях только плохое, это отражает его собственный внутренний мир и указывает на недостаточную зрелость личности. Зрелая личность причины своего недовольства (жизнью, статусом, материальным положением и прочим) ищет в себе. Личность незрелая причины ищет в других, и поэтому злится на всех и на весь мир за то, что «не оценили», «не признали» и т. п. Как следствие, незрелые личности прилагают уйму усилий, чтобы найти, подчеркнуть и выпятить перед всеми недостатки других людей. Это делается для самовозвышения, самоудовлетворения. Зрелая личность в этом не нуждается. Она самодостаточна. Она понимает, что быть «самым-самым» во всем и для всех невозможно. И это не вызывает у нее злости или гнева, разве что, способствует стремлению к самосовершенству.

Человек человеку всегда будет волком, для людей социально близоруких, не способных видеть «человеческое» в других людях. Таких людей вряд ли можно исправить, откорректировать их «зрение». Главное, чтобы люди с нормальным человеческим мировоззрением берегли себя, и не деградировали до уровня животных – «человеко-волков», несмотря на советы «доброжелателей», по типу: «сними розовые очки, тебя все используют», «ты добр (а значит – слаб), для того, чтобы победить зло нужно быть злым» и т. п.). Именно благодаря таким людям «мы все еще не поубивали друг друга».

Подводя черту, хотелось бы процитировать замечательную украинскую поэтессу Лину Костенко: «… І якби на те моя воля, написала б я скрізь курсивами: − Так багато на світі горя, люди, будьте взаємно красивими!» (из стихотворения «Між іншим»). Естественно, не о внешней красоте здесь идет речь, а о красоте человеческой, которая так и называется − «человечность».

Добавить комментарий