15319329_1183783975039647_2046964155_n

Грядущие новогодние праздники, как всегда, повергают нас в приятную суету по поиску подарков. Особенно трепетно мы относимся к подаркам, подбираемым для детей. Именно поиск подарков, неожиданно для меня, вскрыл 87d19f1f9f0915768d266d802edb1fe5    проблему, имеющую глобальные масштабы и серьезные социальные последствия. Привожу цитату, на которую меня выбросил Google, когда бродила просторами Интернета в поисках подарков своим детям: «Виртуальная реальность (англ. virtual reality, VR) – созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени. В далеком 2010-м году, пределом наших мечтаний были 3D телевизор, или игровая приставка. Сейчас, массовой тенденцией в мире цифровых развлечений стали очки виртуальной реальности. Их производители стремятся ухватить свой лакомый кусочек рынка в гонке на наиболее “правдивую” виртуальную реальность…». И 15301183_1183783738373004_2031092524_nдальше идет обзор разнообразных VR-очков и -шлемов, с подробным описанием функций, указанием цены и скидок, сопровождающийся такой отменной анимацией, что прямо незамедлительно хочется попробовать предлагаемый продукт.

Прочитала. Впечатлилась. Приняла к сведению. Вроде бы, все − как всегда, но какой-то странный осадок остался. Причем никак не связанный с поиском подарков, хотя именно с них все началось. Попыталась отрефлексировать и поняла, что во всем виновато мое социологическое воображение, которое не дает спокойно жить и привычные для большинства нормальных людей вещи превращает в «социальные феномены», «социальные предпосылки», «социальные проблемы» и прочее «социальное».

Я не собираюсь и не хочу писать о подрастающем поколении, которое, такое-сякое – «все ушло в компьютеры», 15300684_1183784028372975_1172640075_nпогрузилось с головой в виртуальную реальность. Не исключаю, что так думают многие, но только не социологи. Мы-то знаем, что каждое новое поколение, приходящее в общество, вбирает в себя его специфику. И критика поколения здесь не уместна, поскольку каждое новое поколение приходит в новое общество, именно потому оно уникально и интересно по-своему, обладает набором специфических черт и всегда в чем-то лучше, чем предыдущие.

Проблему я вижу не в том, что общество компьютеризируется и «виртуальное» входит в жизнь наших детей. Проблема в том, что для многих представителей подрастающего поколения (имею в виду, прежде всего, детей подросткового возраста) виртуальное заменяет реальное, становится частью повседневности. Жизнь в социальные сетях, в компьютерных играх и т. п., статусы и достижения, которые они имеют там, становится важнее, чем жизнь в реальном обществе, реальные социальные статусы и достижения. А ведь молодое поколение определяет будущее общества. И выходит так, что постепенно, мы его теряем. Не поколение – теряем общество.

Когда совсем еще «зеленых» студентов, будущих социологов прошу рассказать, как они понимают общество, как правило, большинство интерпретаций формулируется в пользу «совокупности людей». В ответ на это предлагаю 15328356_1183783655039679_234394976_nпредставить себе совокупность людей, помещенных в комфортные индивидуальные барокамеры, оснащенные всем необходимым для поддержания жизни. Будут ли люди жить? Конечно, будут! Будет ли общество? Общества не будет… Так как общество – система социальных взаимодействий, а не система людей. Человек сам по себе – биологический организм, часть природы. Частью общества его делает именно общение с себе подобными. Общение в социальных сетях, онлайн играх и т. п. – это фейковая (от англ. fake подделка) версия социального взаимодействия. Преобладание такого общения приведет к фейковому обществу. Путешествовать, влюбляться, дружить не нужно – шлем одел, и все готово. Не нужно следить за своим внешним видом, всесторонне развиваться. Зачем? Все-равно в виртуальном мире никому не важно и не нужно, как ты выглядишь и что собой представляешь на самом деле. Вот он, прямой путь обратного развития – регресса личности к биологическому организму. Только уже не просто биологическому, а «био-машинному» − киборгу – превосходящему обычных людей своим информационно-техническим мастерством, но легко управляемому и безвольному.

Здесь еще многое хотелось бы написать, однако это уже будет не формат блога. Нужно переходить к выводу. И вывод мой категорически не в призыве отказаться от компьютерных игр, социальных сетей и других интересных подрастающему поколению вещей. И не в том, чтобы заставлять подростков выходить на улицу, кататься на санках, играть в снежки и лепить снежную бабу – «как раньше». Это было раньше… Сегодня же, и это нужно понять и принять, совершенно другое общество, а поэтому формы досуга «из прошлого» могут быть просто не интересны, следовательно, они отмирают, что вполне естественно. Не собираюсь писать и о том, как запретить виртуальную реальность, средства, с ней связанные, а вместе с тем и социальные сети, ввести жесткие ограничения, по типу «не больше часа за компьютером в день» и т. п. Любые запреты, как правило, имеют весьма негативные социальные последствия (это – вывод не мой, а общеизвестный). Кроме того, сознательное лишение своего ребенка всяких новомодных технических «штучек», которые большинством его сверстников активно используются, может негативно сказаться на его социальном самочувствии. Мой призыв состоит не в «запретах», «лишениях» и «отказах», а в стремлении к недопущению полной (или почти полной) замены реального социального взаимодействия взаимодействием фейковым. На мой взгляд, приоритетными сферами культивирования реального социального взаимодействия у подрастающего поколения являются семья и образование. Поскольку, образно выражаясь, социальное взаимодействие составляет «ткань» этих сфер. Именно поэтому, к примеру, нарастающую тенденцию распространения и повсеместного внедрения дистанционного образования, считаю весьма опасной для общества. Понимаю, что таким образом система образования пытается выживать в современных условиях, а учебные заведения так повышают свою конкурентоспособность. Но… высшее образование, полученное дистанционно, на мой взгляд, это тот же фейк. Реальное высшее образование – это то, которое получено в процессе реального социального взаимодействия, а не обмена задачами/решениями задач, тестами/ответами на тестовые задания и т. п. по Интернет. И тут поставим точку, поскольку это уже другая тема, требующая отдельного разговора.

Добавить комментарий