Почему стоит получать образование в Украине после 24 февраля 2022 года? Вопрос, который с каждым днем набирает актуальность в разных ракурсах. Вопрос, на который все чаще приходится отвечать самым разным людям. Сразу скажу: «Да, стоит!».
Не спорю, военные действия поставили очень много вопросов и вызовов: «выдавили» значительную часть человеческих ресурсов, разрушили часть образовательной и жизненно важной инфраструктуры, «замкнули» многие территории, сместили акценты в приоритетах сознания и ощущения безопасности (а для кого-то опасности)… Большинство из нас, независимо от того, остались ли мы в Харькове, или переехали в другие области Украины, или же вовсе уехали за границу, лишились привычного комфорта, того ритма жизни, который позволял нам строить планы на будущее, имея в своем распоряжении весьма определенный набор ресурсов (не только и не столько финансовых, но и временных, сетевых и др.). Даже те, кто оказался за границей, вынуждены отказаться от тех планов, которые были выстроены ими до 24.02.2022… Так что в этом отношении мы все равны.
Но вот что важно. Независимо от того, где ты находился/находишься все это время (подвал, метро, коридор квартиры (все давно знают правило двух стен, звуки прилетов и отлетов), лагерь для переселенцев, съемная квартира, гостиница, пансионат…), что произошло с твоим учебным заведением в физическом плане, мы закончили учебный год, выполнили учебную программу, выдали дипломы и ведем вступительную кампанию. Мы действительно сделали это!!! Сделали не благодаря, а вопреки! И это была не имитация. Мы действительно сделали это. И мне не стыдно смотреть в глаза нашим студентам, многие из которых завершили учебный год тоже вопреки, а не благодаря…
Что было этим двигателем, который при общей панике, страхе, бегстве, обстрелах рождал помощь, поддержку, заботу, желание не позволить войне разрушить будущее? Конечно, человечность. И если до войны это слово вместе с такими словами, как вера, взаимопомощь, альтруизм, коллективизм, справедливость, добро, честность, порядочность часто вызывали ухмылки (как остатки налета прошлой исчерпавшей себя почти за 70 лет системы), то именно во время нее именно эти «остатки» сохранили нам жизнь… Да, именно они и именно жизнь. Я не умоляю роли поездов и волонтеров, увозивших миллионы людей в другие страны. Но сохраниться Украина в людях смогла только здесь. Всем остальным просто нечего было бы сохранять, если бы нас не было здесь.
На помощь нам пришел и дистанционный формат образовательного процесса, с которым нас познакомил Covid-19, тренируя наши soft-skills два года. Мы легко пересели за гаджеты, главное, чтобы был свет и интернет…
Миграция субъектов образования по всей Европе и шире, совмещенная с дистанционным форматом, раскрыла совершенно новые возможности для украинского образования: новые онлайн лекции зарубежных профессоров, договоры об академической мобильности студентов и преподавателей-исследователей, доступ к базам данных, новые проекты и формы сотрудничества… Именно университеты Украины старались «компенсировать» ужас локальной обстановки яркими моментами глобальных возможностей образовательного процесса. Ни одна страна мира так не искала партнерской поддержки так, как искали ее украинские университеты (пока высшие эшелоны власти в образовании встречались друг с другом и просто высказывали слова поддержки). Перед нами раскрылись потрясающие варианты интернационализации образования и прошла адаптация ее базовых форм. Очевидно, что отказываться от такого образования в современных условиях не правильно – таких возможностей интеграции с разными университетами Европы и мира сегодня нет практически ни в одной стране. Дистанционный формат делает образование безопасным, а возможности миграции — комфортным. И это важно.
Традиционно украинское образование рассматривалось как более фундаментальное, чем образование в Европе. Фундаментальность для меня — возможность сформироваться специалисту в нескольких направлениях, а не узких практических зонах. Да, европейский специалист практико-ориентирован, но подготовка в украинской системе образования дает больше выбора перспектив на выходе. Наш выпускник не так сильно зависит от конъюнктуры специальности на рынке труда, он может выиграть конкурсный отбор, благодаря тому, что способен выполнять не только узкие профессиональные функции но и некоторые дополнительные (из ближлежащих областей знания). Такой специалист имеет системное мышление, позволяющие оценить ситуацию и принимать профессиональные решения с учётом ряда факторов, даже напрямую не относящихся к его профессиональной зоне.
Нельзя игнорировать и тот факт, что отечественное образование базируется на знании как западных трендов, так и отечественных разработок. В реальном глобальном мире подобные отечественным кейсы в любой сфере — это неотъемлемая часть профессиональных практик, например, международных компаний, которые сегодня особо активно начали распространяться в Европе и в мире. Благодаря этому, отечественный специалист легче найдёт правильные решения, связанные с адаптацией персонала в международном и национальном контекстах, с управлением мотивацией, выделением тех факторов, которые в конкретных социокультурных условиях могут оказать влияние на успех современного бизнеса.
Отечественное образование по-прежнему привязано к формированию определённых культурных образцов, норм поведения, ценностей. Ведь каждая страна имеет свои специфические особенности, но понять и заложить механизмы адаптации к ним и максимального учета в использовании — это то, что отечественная система образования всё-таки делает.
Конечно, я далека от мысли, что все высшие учебные заведения в Украине дают качество образования и соблюдают принципы академической добропорядочности. Но я искренне верю, что выбор украинского образования как единственного или в качестве дополнительного к зарубежному — это многократное усиление собственного потенциала и в личностном, и в профессиональном плане.
Есть ещё один важный момент. Мы верим, что проблемные времена для Украины закончатся, но, как показала практика предыдущих лет трансформации, западные модели образования в разных сферах (железнодорожного транспорта, полиции, гуманитарной сферы, медицины) не работают в Украине. То есть специалисты, получающие образование в ведущих образовательных центрах Европы и мира не способны эффективно управлять нестабильными обществами, транзитными социальными системами. В современном мире таких социальных систем становится всё больше, а вынужденная миграция граждан из Украины и других стран также превращает страны Евросоюза в нестабильные социальные системы, управление которыми, принятие решений в которых во всех сферах будет неэффективным на основе существующих там сегодня образовательных практик. Именно модули, блоки, аспекты, особенности украинского образования позволят преодолевать как можно быстрее эту нестабильность или находить наиболее эффективные решения вопросов в условиях нестабильности до разрушения этих систем с точки зрения базовых желаемых параметров.
Что представляет собой сейчас образование в Украине? Да, часть университетов переместилась (дай Бог, чтобы вместе с материальной базой), часть – имеет не подлежащие восстановлению разрушения, а часть, опираясь на своих стейкхолдеров уже сейчас восстанавливается, проявляя ответственность перед теми, кто там учится и работает. Это проявление тех качеств менеджмента, которые далеко не всегда связаны с доходом… Это действительно, социальная ответственность, желание сделать все, что можно, все, что зависит от тебя, для того, чтобы начать новый учебный год и дать старт новым поколениям специалистов в стране…
Думаю, каждый принимает решение сам. Но давайте помнить, что военные действия, которые идут в Украине, не уничтожили её интеллектуальный потенциал, не уничтожили её систему образования, а сделали их ещё более открытыми для мировых систем и невольно усилили этой интеграцией.
В отечественной системе образования стало намного больше кейсов из Европы и других стран мира, стало больше профессоров, которые вовлечены в преподавание для украинских студентов, повысилась вовлечённость в совместные исследовательские проекты с европейскими странами…
В университетах Украины мы содержательно изменили отдельные акценты и наполнили образовательный контент с учётом тех реальных практик ведения бизнеса в разных сферах, которые осуществляются здесь и сейчас в условиях войны, и которые на сегодняшний день недоступны для полноценного анализа в европейской или в мировой системах образования.
Конечно, решать каждому, да и критиковать легко. Но не трудно принимать решение, в котором будут заложены возможности развития на перспективу. Каким будет образование каждого из нас завтра: будь-то первое высшее образование, второе, третье. Хотим ли мы быть успешными в глобальном мире и Европе, будучи их частью, а не растворившись в них? Думаем, размышляем. А я пока заканчиваю четыре дистанционных курса от разных университетов мира, два из которых – украинские!
До встречи (по разным поводам!) в Народной украинской академии, одном из университетов, честно отработавших всю войну и верящем в огромный потенциал Украины!
Автор: Е.Г.Михайлева, доктор социологических наук, профессор, проректор Народной украинской академии